Самая безумная
авантюра за всё моё участие в приключенческих гонках в Беларуси, это Полесье
2017. После того, как появился анонс анонса, как всегда встал вопрос о том, в
каком классе участвовать. Но, нелюбительский трек в западне Альтаира внедрил
идею того, что пешком тоже можно передвигаться, а велосипед, это от Лукавого. А
ещё, отсутствие лишнего спортинвентаря здорово облегчает трансфер из Гродно в
Калинковичи.
Участие чуть не
сорвалось из-за моей внезапной командировки в Минск. Практически до дня перед
гонкой я не знал, смогу ли уйти с работы.
Сборы на гонку, в
отличие от вело- и про-классов, прошли всего за один вечер. Много ли делов,
забросить в рюкзак кроссовки и два комплекта одежды (легче и теплее)? А обычно
это около недели сборов, включая техническое обслуживание велосипеда.
Уже планируя
маршбросок от поезда до базового лагеря, решил заглянуть на "Поехали"
и нашёл себе трансфер в лице хороших друзей из Минска. Так что всю дорогу до
Калинкович я проспал на заднем сидении автомобиля в очень хорошей компании. Я очень надеялся выспаться
впрок, т.к. пора бы было нарушать традицию бомжстайл отдыхов в процессе гонки на остановках
общественного транспорта и обочинах дорог.
В лагерь въехали
почти глубокой ночью. Не спали там только организаторы, которые, как мне
показалось, вообще не спят. Наверное, вампиры). Узнав, что наша команда уже
зарегистрирована, я приступил к первому техническому этапу. Ночное
ориентирование по точке на карте из интернет-мессенджера. Не зацепившись ни за
одну растяжку от чужих палаток, я успешно добрался до палатки Павла, зачем-то
разбудил товарищей в соседней и раздевшись, продолжил смотреть сны, начатые в
машине.
Регистрация ночью |
Утром быстрый
завтрак бутербродами и пирогом, которые приготовила ненаглядная с собой, и
сразу на "чиповку". Чипов выдали аж целых два! По 36 отметок на
каждый, что заставило задуматься о масштабах предстоящего.
Чуть позже состоялся
брифинг в стиле - "берите всё как хотите, но ПС1 и ПС3 посетить
обязаны!". Там же были выданы карты из замечательного баннерного
материала. Можно хоть нырять с ними в зубах. Расстояния между контрольными
пунктами пугали. Было больше похоже на карту для вело-класса. Я сразу же начал
чувствовать уколы сомнения. Сможем ли мы столько пробежать? А если что-то
случится на таком большом удалении от БЛ? Сможем ли мы хотя бы дойти до БЛ,
если травмируются ноги? Но, не затем ли мы приехали сюда, чтобы вконец
упороться на конец сезона?
Брифинг |
За два моих
предыдущих участия в серии гонок "Полесье", самой большой проблемой
всегда была питьевая вода. Она обычно странного песочного оттенка и очень
неприятна на вкус. Потому в этот раз воду решено было заменить изотоником. Чуть
больше двух литров было залито в питьевую систему. 750 мл. в отдельной бутылке
в боковом кармане рюкзака. И ещё одна аналогичная бутылка в
"заброске" на ПС3.
Рюкзак
на гонку взял свой - Deuter Trans Alpine 30. В него я загрузил запасной комплект одежды, питьевую систему, пищу,
батареи для фонарей и навигатора, ну и весь обязательный комплект снаряжения из
положения. А лишнее пространство было ужато, так что рюкзак вполне себе стал
штурмовым.
Первый этап -
городское ориентирование по Калинковичам. Бежали мы, как говорится, "на
легке", без рюкзаков, только с маленькой поясной сумкой в которой были
необходимые мелочи. Перед стартом нам раздали карты с заданиями. В городе нужно
было отмечаться не при помощи электронных чипов, а решая на месте нехитрые
задачи и записывая ответы в специальные графы на карте. Нам этап дался довольно
легко, хоть и с одной ошибкой в "математическом" задании. Так мы
заработали свои первые 30 минут штрафного времени.
18 км. 23.09.2017 8:16 - 2 часа, 16 минут после старта.; до контрольного времени - 27 часов 44 минуты(-30 минут штрафа);
Вернувшись в лагерь
съедаем напоследок пару бутербродов с (внезапно!)киселём, которым угостили
друзья-товарищи. Набрасываем на плечи рюкзаки и выдвигаемся навстречу
приключениям.
18 км. 23.09.2017 8:16 - 2 часа, 16 минут после старта.; до контрольного времени - 27 часов 44 минуты(-30 минут штрафа);
"По чём гравицапа у железного человека?"((с)вопрос из легенды) |
Вообще, каждая гонка
кажется самой тяжёлой. Но сегодня, печатая эти строки, спустя более недели
после финиша, могу сказать, что тяжелее этой у меня ещё не было.
Началось всё
довольно бодро. Т.к. по условиям соревнований движение по некоторым
автомобильным дорогам(см. фото с картой) было запрещено по соображениям
безопасности, то к первым двум контрольным пунктам (КП34 и 97) пришлось
добираться по железнодорожным путям,
полям и деревням, вместо ровного асфальта. Хочу заметить, что бежать по шпалам
значительно удобнее, чем шагать.
Прогулки по полям. На велике бы поехали в объезд. |
А
после этих двух были следующие КП, до которых приходилось бежать и идти по
таким же полям деревням и полям. Вообще, это Полесье вышло для меня так же
одной из самых однообразных гонок. Я бы сравнил её с какой-то своеобразной
медитацией. Очень хорошая постановка контрольных пунктов убрала такой элемент
гонки, как поиск "этих чёртовых баз". А так как у нас не было смен
класса, то цикл выглядел примерно так - бег->шаг->бег->отметка на базе->сверка с картой->установка
точки на навигаторе->бег->шаг->бег->отметка на базе->сверка с картой->установка точки на навигаторе->бег->шаг->бег и т.д. Мой совет, заготовьте побольше тем для разговора с напарником.
За разговорами километры пролетают незаметно.
Грибы |
Отдых в магазине |
Босиком по траве |
Не обошлось и без
бродов, но без эпической составляющей. Просто пройтись по каналу, шириной три
метра почти по пояс в воде, для того, чтобы не бежать лишние пару сотен метров
в обход.
Тут же, пробираясь к
броду по окраине кукурузного поля, слегка подворачиваю правую голень, наступая
в траве на невидимую мне неровность. Сначала это показалось пустяком. Даже не
было никаких болевых ощущений.
74км. 23.09.2017
18:15 - 12 часов, 15 минут после старта.; до контрольного времени - 17 часов 45
минут(-30 минут штрафа);
На ПС1 мы пришли
буквально за полтора часа с четвертью до его закрытия. Пришли, потому что
бежать я уже не мог. Правая голень сильно опухла и ещё перед предыдущим КП её
пришлось зафиксировать эластичным бинтом. Признаться, травма очень поубавила
амбиции и теперь "планом максимум" было взять обязательный КП(т.е.
посещение ПС3) и уложившись в контрольное время прибыть в Базовый Лагерь.
Как оказалось, из
трек-класса мы прибыли первыми, что немного удивляло. А так как до закрытия ПС
оставалось не так много времени, то даже закралась подлая мысль с надеждой на
то, что противники просто не успеют посетить обязательный контрольный пункт… Но,
нет, успели все. Мы, в принципе, не расстроились по этому поводу.
Тут всех ожидал
технический этап - "азимутное ориентирование". Суть его заключалась в
прохождении ряда контрольных точек по выданной легенде, в которой указаны
только азимут до следующей точки и расстояние до неё. Задание на первый взгляд
простое, да не совсем. Иногда точки стояли очень недалеко и нужно было точно
определить на которую попадает нужный градус. В общем, можно грешить на
погрешность компаса или на наши кривые руки и косые глаза, но тут мы заработали
ещё пол часа штрафного времени. На моей памяти, это самые крупные штрафы, какие
мы с Пашей получали за всю историю совместного участия в приключенческих
гонках.
После техэтапа мы
перекусили у костра вкусным борщом, а я был посвящен в некоторые таинства
"секты" поклонников альтернативной медицины, адепты которой лечат
недуги перекисью водорода. Ну, что я могу сказать… ноги от дорожной пыли она
отмывает неплохо. Но болеть мне ничего меньше не стало, а опухоль не пропала.
Когда выходили с
ПСа, уже начинало темнеть, потому на головы были заранее надеты фонари, которые
понадобились ещё до того, как костёр пропал из виду.
До контрольного
времени оставалось 16 часов 45 минут (-1час штрафа)
Обычно ночью мне
бегать проще. Может это изза того, что в темноте не видно, какие трудности ждут
впереди и заранее себя не "накручиваю", а может какие-то другие
психологические шутки разума. Но, в этот раз, даже в темноте, у меня всегда
была возможность видеть на экране навигатора предстоящий рельеф и расстояние до
пункта назначения "по азимуту". А расстояния были, как говорится,
велосипедными. Ну и с закатом мы всего пару раз пытались перейти на бег лёгкой
трусцой, но даже одного километра осилить не смогли.
Казалось бы, ещё
половина времени была в запасе, и вроде бы до финишных врат всего ничего, но
минуты, а за ними часы, как песок сквозь пальцы куда-то утекали. Наш маршрут
был построен так, чтобы по пути к ПС3 мы смогли собрать все контрольные пункты
так называемого "созвездия"(полулогическое задание в левой нижней
части карты), но уже на пути туда, мы поняли, что не успеваем.
Опытным путём было
доказано, что обезболивающие препараты, как и кофеин, работают не более 20
минут. Кстати, больно было не идти, а начинать идти. Если остановиться даже для
того, чтобы отметиться на КП, то потом колено резало так, что светлело в
глазах (Кстати да. Из-за того, что я старался меньше нагружать правую ногу с больным гонелостопом, начало болеть левое колено). Потому мы медленно и упорно двигались на юг, по пути собирая только те
точки, за которыми не надо было сильно отклоняться от курса, а поиски которых
не сулили быть долгими.
115км. 24.09.2017
04:27 - 23 часа 27 минут после старта.; до контрольного времени - 6 часов 33
минуты (-1 час штрафа)
На ПС3 нас встретили
друзья-товарищи, которые, судя, по некоторым сведениям, не ожидали, что мы так
далеко зайдём. Тёплые объятия, предложения пойти к костру и отдохнуть. Но нет.
Прежде всего, нужно пройти технический этап.
Тут это форсирование
озера на плоту и навесной переправе. Пока один из нас "перетаскивает"
себя на другой берег на шатком плоту на манер парома, другой, почти синхронно,
перебирается над водой по навесной переправе. По классике жанра переправа под
весом участника соревнований провисает настолько, чтобы несчастный мазохист
частично погрузился в воду. Мне повезло, я оказался настолько лёгким, что в
одну сторону добрался сухим. На другом берегу мы с Пашей меняемся местами,
теперь я плыву на плоту, а он лезет по веревке.
Удача отворачивается
от меня сразу же. Лишь отчалив от берега, я оказываюсь в воде. Бодрит такое
ночное купание не хуже энергетиков, на дворе ведь не май месяц. Ну и мой
напарник не вышел сухим из воды, весу в нём всяко побольше моего, и он
провисает достаточно, чтобы тоже получить порцию бодрости.
Суть задания на ПС3 |
К сожалению, мазь
оказывается не согревающей, а охлаждающей, что этой не тёплой ночью как бы не
совсем к месту. Зубы от холода начали постукивать. Но, свою
"отвлекающую" роль препарат сыграл, и в ночь мы ушли уверенно ступая.
До контрольного
времени оставалось 5 часов 30 минут (-1 час штрафа)
Мы пересекаем
"дорогу по которой нельзя передвигаться", что южнее ПС3. Там мы берем
очередной КП и переходим реку по подвесному мосту. Наша цель - "жирная
дорога", которая идёт параллельно "запретной" для нас прямо к
базовому лагерю(см. снимок карты, чтобы понять). Ну и, конечно же, параллельный
сбор контрольных пунктов, которые будут "по пути". Ориентируясь на
показания навигатора, стараемся держать скорость около 6км/ч, на большее мы не
способны. Это позволит нам иметь в запасе некоторое количество времени на
случай форс-мажорных ситуаций.
Взяв КП98, прячем
карту, т.к. по словам встреченных участников ПРО-класса, мы больше ни до чего
не успеем дотянуться с гарантированным взятием. Дальше просто шагаем по дороге,
изредка сверяясь с навигатором. Но тут наступает тот самый форс-мажорный момент.
На всех картах дорога и мост есть, а по факту дороги нет настолько давно, что
она заросла, а моста не наблюдается. Приходится идти в небольшой обход. Вы бы
знали, какими долгими кажутся последние три километра. Немного напрягает то,
что реальность расходится с современными картами. Видимо нет в здешних краях
"осмеров", которые вносили бы правки. Нам на пути ещё раз встречалось
отсутствие моста, но мы нашли недалеко переправу. Там же встретили нашего
товарища из любительского класса, который уже давно финишировал, но вернулся с
навигатором найти эту самую переправу, т.к. при прохождении своей дистанции,
они не нашли как перебраться и ушли в обход.
Последние километры |
До базового лагеря
осталось каких-то 800 метров. Ступая осторожной походкой, выбирая ровные
поверхности(на неровных голеностоп просто адово болел), доходим до
стартовых/финишных ворот. Отмечаемся, делаем селфи и хромаем сдавать чипы. За
чуть более 28 часов, нами было преодолено 136 с небольшим километров.
Теперь мы уже никуда
не спешим и движения наши ещё более медленные и наполнены болью и страданием.
Чипы срезаны, распечатки нам не дали, по причине поломки принтера. Оказалось,
что с "большого" трека мы вернулись первыми, но это ещё не значило,
что и вовсе попадём на пьедестал.
Переодевшись,
переобувшись(хвала Вселенной, что я взял с собой кроксы, в них опухшие ноги
себя очень комфортно ощущали), очень медленно сходив в баню и перекусив я стал
ощущать, как наваливается неподъёмная усталость. Как ни странно, но первое
время, после финиша, спать не хотелось. Мы всё же сделали это и прошли гонку за
раз, не прерываясь на сон! И, как ни странно, не было никаких галлюциногенных
ситуаций, как на прошлых "длинных" гонках про- или вело- класса.
Чуть позже лагерь
стал наполняться людьми со странной походкой, которые ходили заметно плавнее и
медленнее остальных. Стало понятно, что финиширует Трек-класс.
Павел
был вынужден уехать в Гродно, не дождавшись оглашения результатов, а я остался
ждать друзей на машине. И это самое томительное ожидание, которое у меня было.
Я несколько раз предпринимал попытки с ними связаться по телефону и просыпался
от того, что сам начинаю падать, а телефон и вовсе уже лежит на земле. Бороться со сном было почти нереально.
А потом вывесили
результаты, которые очень даже взбодрили!(но не более, чем таблетка кофеина).
Оказалось, что мы третьи в своём классе. Ещё позже было награждение с
интересными медальками и просьбами улыбнуться во время фотографирования. Но я
тогда еле стоял на ногах, в буквальном смысле этого слова, какие там улыбки…
Несмотря на физическую и моральную сложность данного класса, думаю, что это не последний раз, когда наша команда решилась на участие в нём. Главное восстановиться. Эти строки написаны спустя более двух недель после финиша, а колено и голеностоп всё ещё болят.
Несмотря на физическую и моральную сложность данного класса, думаю, что это не последний раз, когда наша команда решилась на участие в нём. Главное восстановиться. Эти строки написаны спустя более двух недель после финиша, а колено и голеностоп всё ещё болят.
Ну и закончилось всё
точно так же, как и началось. Я сел в машину и уснул. А снилось мне, что мне
больше никуда не надо идти или бежать, но даже во сне я был очень доволен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий