суббота, 29 сентября 2018 г.

Полесье 2018: Когда для мазохизма не хватает здоровья


Пожалуй, что "Полесье" - самая ожидаемая гонка сезона 2018 года. Как минимум для меня. Изза отрыва некоторых конечностей я пропустил почти все гонки этого сезона. На некоторые даже были заранее куплены билеты, но их пришлось перепродать. И вот, наконец, ничто больше не ограничивает, кроме запущенной физической формы. Но ничего, есть старый добрый, проверенный "любительский" класс. Теперь его, правда, стало модно называть Easy, как буд-то к нам иностранцы часто ездят на подобные мероприятия. И, конечно же, никаких велосипедов. Полесье предполагает пески, а как известно - лучше плохо бежать, чем бежать рядом с велосипедом. Да и, вроде как, у нас с Павлом наметилась традиция - все гонки из цикла "Полесье" - только в треке.


В пятницу пораньше уходим с работ, пакуем рюкзаки в багажник и несемся на автомобиле сквозь "синеокую" к песчаным берегам города Мозырь.

В лагерь приезжаем затемно. Ставим палатки, ужинаем бутербродами с чаем и идём спать.

наша палатка
Утро встречает прохладой. Завтракаем и идём на регистрацию. Так как полный трек уже стартовал, то в лагере остаются только любительские классы и, новые, соло-классы. Получаем карту, легенду, номерки, макулатуру со скидками и магнитики на холодильник. Награждения в этот раз вроде не предвидится, потому на этом этапе, по идее, можно фотографироваться и уезжать, красивая легенда с фотографиями для социальных сетей уже есть.

Карта

Легенда



Нам же нужно упороться согласно нашим физическим возможностям, потому уходим продолжать собираться и формировать заброску. Забавно, с каждой гонкой с собой на дистанцию берётся всё меньше еды, и всё равно находится лишнее, которое едет домой.

Набор мультигонщика

А вот и брифинг подоспел. И принёс собой изменения в планы.
В положении была странная система подсчёта баллов. В которой, итоговый результат подсчитывается по сумме основных баллов, а если же звёзды так совпали и у какого-то количества команд сумма очков одинаковая, то тогда выше та, что набрала больше бонусных баллов. Но если и тут вмешались высшие силы и эти два параметра тоже совпали, то тогда придётся считать по старинке, единственным правильным, на мой взгляд, методом - если сумма очков одинаковая, то выше тот, кто финишировал первым.
Да, в этой гонке решили отличиться и придумали странную систему, убивающую на корню всю мотивацию сбора бонусов.
Но! Директор гони произносит фразу - "В вашем классе нет разделения на бонусные и основные КП, отличие лишь в стоимости". Ура! Рассудок победил, меняем стратегию! Теперь имеет смысл идти на край карты за дополнительными очками.

Сборы

Ещё немного приготовлений и обсуждения стратегий и наметка маршрута. Мы решили собирать контрольные пункты против часовой стрелки, относительно центра карты. Выдвигаемся на старт.  Предстартовый отсчёт и Поехали!

Сразу так вышло, что вырвались вперёд относительно других команд easy трек-класса, которые стартовали в нашем направлении. Ведь многие пошли пешком за своими собственными целями. Кто-то вообще решил начать не так как мы и побежал в обратном направлении от стартовой рамки.

Спортплощадка под открытым небом

Синоптики ни разу не обманули с погодой и стояла довольно жаркая солнечная погода для 22 сентября.
Мост

Чтобы достигнуть первого КП(32), нам предстояло или сразу пойти вброд через реку Ненач и ответвления Припяти, либо сделать небольшой обход и пройти через мост. По крайней мере именно такие варианты мы видели на снимках со спутника на навигаторе. Естественно, что в самом начале не хотелось лезть в воду, а значит на мост. Собственно, не прогадали. Ребята, которые пошли вброд, пришли к искомому месту одновременно с нами, но "по грудь" заходили в воду. КП находился путём прокладывания азимута с определенной точки(знак для речного транспорта). По воле случая, он оказался в том направлении, откуда мы к точке и прибежали. Если бы крутили головой по сторонам, то увидели бы ещё на подходе.
Пески

Вообще, сколько бы не говорили, что Полесье - край болот, лично для меня, все гонки, из данного цикла, говорят о том, что Полесье - край песков. А если песка нет, то стоит только ковырнуть носком ботинка тончайший слой грунта и там будет песок. А вдоль рек, по старым руслам и местам, куда, по всей, видимости, реки разливаются в полноводье - вообще один песок. Если бы не сплошной ковёр сорняков и кустарника, непонятно как пустившими там корни - ноги наверняка бы проваливались. Редкие одинокие деревья практически все со следами поражения молниями. Наглядный пример того, что под одиноко стоящими деревьями в грозу прятаться не безопасно.
Дерево после удара молнии

Собственно, чтобы набрать больше баллов, мы не стали, как некоторые команды, сразу бежать по северному(или левому) берегу Припяти к переправе. Мы решили, что сначала стоит собрать относительно плотно сгруппированные КП, хоть за ними и придётся походить вброд.


Брод

Собственно, следующие два брода не заставили себя долго ждать. Первый, через пол часа. Там же я впервые в жизни увидел "в живую" пиявку и даже потрогал её, когда снимал со своей ноги. А второй брод через полторы минуты после первого. Было обидно снимать кроссовки, которые только что надел на тщательно очищенные от песка, пиявок и тины ноги. Через километр, около КП(33), прозвучал тревожный звоночек, Паша спросил, где лежит аптечка и попросил из неё обездоливающую охлаждающую мазь. Отметились, Пашка наполировал коленку мазью, побежали дальше догонять симпатичную девочку в компании парня с двумя рюкзаками(спойлер - так и не догнали).
КП 33 среди столбов

После беготни среди редких кустов по старым руслам, упираемся еще в один брод, который не обойти. А за ним ещё. И, только обув кроссовки, как нужно снимать, чтобы опять в брод. Тут случилось не редкое для Приключенческих гонок событие - неправильная постановка КП(34). Но, что забавно, описание в легенде настолько соответствовало местности, что сомнений в местонахождении не возникло. Потеряли всего ничего на проверку места, обозначенного на карте.
Брод

Снова брод

Ориентируясь на оставшееся время и скорость нашу скорость передвижения, запланировали, что берём ближайшие два контрольных пункта, один из которых должен стоить 2 балла. Сначала двигаемся на КП42, а на обратном пути к переправе добираем КП35.
Кстати, о скорости. Звоночки превратились в набат. Пашины суставы всё же решили, что с них хватит и начали болеть всерьёз. Мы всё чаще стали переходить с медленного бега, на быстрый шаг.


Подстёгивать переходить на бег стали велосипедисты. Как ни странно, но они стали нас обгонять. Мы предположили, что на переправе может образоваться "пробка", ведь катамаран, по предварительным данным, шестиместный и всего один. А если и велосипедисты и трекеры прибудут примерно в одно время, то образуется национальное развлечение - очередь.

Пока мы любовались видами по пути к переправе, погода на горизонте начала портиться. С севера нарастали довольно крутые порывы ветра и всё ближе были тёмные тучи. Настал черёд нацепить что-то длиннорукавное.

Очередь таки была. Но, оказалось, что трекерам грести не нужно. На катамаране греблей развлекали только вело-класс. Нас же грозный капитан маломерного судна усадил на борт своей алюминиевой жемчужины с мотором и переправил, можно сказать, с ветерком.





Через пятнадцать минут после причаливания, мы уже натягивали шлемы, чтобы отправиться на техэтап на ПС2. Технический этап оказался довольно простым и в какой-то степени даже скучным.. Нужно было, всего-то, пройти по параллельным верёвкам до натянутой вертикально над "пропастью" верёвочной сетки, пройти по ней и выйти на другую сторону по таким же параллелькам, как вначале. Всё это с применением страховочных "усов". Уснуть можно. Но это любительский класс. Некоторым было с непривычки страшно. Но обычно это проходит через пару гонок. Помню, как сам когда-то на сосне висел и матерился как боцман в портовом борделе. А в следующем году уже с нетерпением ждал этапов с верёвками.
На ПС2

Настолько лёгкий этап, что решил вздремнуть при прохождении

В общем, повисели, спустились. Нашли заброску, переоделись, как нам на тот момент показалось, по предстоящей погоде. Кстати, о погоде. К этому моменту солнышко совсем пропало и на небе преобладали хорошенькие такие тучи, которые грозились вот-вот разродиться на нас дождиком. Иногда ветер, который тоже стал крепчать, доносил до лица водяную пыль, предвестницу осадков. Но нас дождём не испугать. Наскоро перекусив из своих запасов и пополнив запасы воды в гидропаках, выдвигаемся дальше. По нашей задумке, нужно найти КП79, а от него двинуться на юг к КП80, дальше смотреть по оставшемуся времени и принимать дальнейшее решение.

Ах да, после ПСа, Паша уже не мог совсем бежать. Потому основной способ нашего передвижения - быстрый шаг, или - очень быстрый шаг. Первый КП79 берётся в буквальном смысле по пути и потом по прямой дороге сваливаемся на юг к 80му. Приходим на нужный перекрёсток и от единственной берёзы по гармину идём на 152 градуса на 90 метров и… Ничего. Пол часа убито, а по телефону директор гонки говорит - "а, нормально, вы там, где нужно, там азимут 120, 60 метров." Нашли, отметились.

Злые возвращаемся немного назад и решаем идти сразу на 84, за него стабильные 2 балла и почти точно не надо лезть в воду, а 83 не известно на каком берегу и есть вероятность подойти не с той стороны. Да и, судя по снимкам со спутника, неоднозначная там местность.

Взяли стабильный темп и зашагали. Всё чаще на лице ощущаются капли грядущего дождя. Небо уже затянуто свинцовым покрывалом. На пол пути к искомому контрольному пункту видим в полукилометре за нами команду явно из любительского класса. Но нам очень не хочется пропускать их вперёд, потому ускоряем темп, а скрывшись из виду и вовсе сходим на параллельную дорогу в лесном массиве, чтобы не дать им сесть нам на хвост. А ещё, где-то глубоко, надеемся, что они не совсем понимают, где находятся и будут искать КП84, в то время как мы уверенно двигаемся прямо к нему и замечательно позиционируем себя на карте.

На момент отметки на КП, погодная обстановка стабилизировалась и дождь таки пошёл. Стало чудовищно холодно. Команда соперников нас догнала и, это оказались никакие не соперники, а ребята с которыми мы ехали из Гродно. Пока в тоннеле под железной дорогой натягивали на себя ветровки-дождевики и прочую защиту от непогоды, решили, что дальше будем двигаться вместе, пока это будет позволять темп.

Моя ветровка совсем потеряла свои влагозащитные свойства, и я практически сразу вымок. Температура воздуха сразу просела, по ощущениям, ниже десяти градусов по C, где-то ближе к пяти. Ветер, казалось, пронизывает до костей. А ещё и закат вот-вот должен состояться, а значит станет ещё холодней.

По шпалам, потому что так было короче, доходим до города. Уже темно и идём в свете налобных фонарей. Дождь только усилился и стал холодней.
Время как утекает как дождевая вода сквозь пальцы, но этап городского ориентирования один из самых важных и легкодоступных источников "лёгких очков".  На брифинге делался особый упор на то, что тут можно почти даром набрать баллы. До этого момента, несколько раз бывал в Мозыре, что в какой-то мере помогло проще ориентироваться.
Так странно совпало, что в этот день, город отмечал своё 863-летие. Несмотря на отвратительную погоду, дождь и порывистый ветер, горожане собрались на центральной набережной и весело проводили время на праздничном концерте. Тем страннее, кстати, смотрелись мы. В насквозь мокрой спортивно-туристической одежде, фонарями на лбах и картами в руках/зубах.

Карта городского ориентирования
Не все точки удалось посетить в силу нехватки времени, решили, что попытаемся угадать ответы(что, к слову, так и не вышло). Да, в городе не было электронных отметок, нужно было визуально искать "ответы" на вопросы из бланка, а затем в устной форме отвечать волонтёру после финиша.

Уже выбежав(на самом деле выйдя) из города, обернулись посмотреть на праздничный салют. Было красиво. Но холодно и особого эстетического удовольствия испытать не получилось.

Почти дойдя-таки до финиша, вспоминаем, что хотели ещё по пути добрать КП87, который почему-то не взяли в самом начале засветло. Но понимаем, что нам бы не хватило времени.

Ну что же, отметились на финише, ответили на вопросы городского ориентирования, получили чек. Можно идти греться и переодеваться в сухое. Дождь ведь так и продолжает идти.
В последний раз я так замерзал в 2015 году на "Активной зоне". Тогда я чуть не продал велосипед и уже почти записался к психотерапевту, чтобы вернуть здоровый сон.

Сейчас же, скинув мокрую одежду и снаряжение, я просто завернулся в спальный мешок и, наверное, около получаса пытался согреться хотя бы настолько, чтобы начали слушаться пальцы на руках. Хорошо, что у меня жена умница, подарила грелку когда-то. Плохо, что чтобы её "завести", нужны послушные пальцы. В баню я так и не решился идти. Согревшись, немного побеседовал с друзьями в соседней палатке и ушёл спать.


Утром, выдвинувшись узнавать про результаты, был неприятно удивлён. Оказалось, что результаты будут подсчитываться согласно положению. А это значит, что мы добренькую половину времени гонки, а может даже и больше, потратили впустую. Кому нужны бонусные баллы, которые считаются только в спорной ситуации?

При попытке узнать, что же тогда было на брифинге и почему там вполне не двусмысленно было оглашено, что в нашем классе нет разделения на бонусные баллы и основные и т.д., девушка из организаторской команды попыталась воззвать директора для разъяснения ситуации, т.к не могла сама это прокомментировать. Он как раз распивал горячие напитки и смотрел на нас. Но, судя по всему, это птица не совсем другого полёта, а спортивная этика ему чужда. Помотав головой в немом отказе, господин директор развернулся спиной, оставив меня и других участников команд удивляться такому повороту, во всех смыслах этого слова. Как оказалось, не мы одни были, мягко говоря, возмущены таким бросанием слов на ветер и отказом принимать свои организаторские ошибки.

Как итог - вроде бы неплохая, динамичная гонка. Хорошая, даже тёплая, погода на старте, позволяющая в полной мере насладиться бродами и прочими "болотингами", так любимыми в этой серии мероприятий. Отчасти интересные контрольные пункты и, безусловно, красивые места их размещения. Замечательная легенда и не совсем удачное решение с выбором карты(всё же, пережатый в разных масштабах генштаб с наложением других слоёв, режет глаз и рвёт мозг).
Волонтёры и прочие организаторы выше всяких похвал. Очень добрые, весёлые и всегда готовые посильно помочь.
Постановка КП относительно хороша, по крайней мере в любительском треке. Исключением был КП34, который искался только по легенде и КП80, к которому в легенде был не тот азимут с расстоянием.
И как большущая ложка дёгтя, во всей этой бочке долгожданного мёда - директор. Это какая-то квинтэссенция недружелюбия и надменности. Все попытки заговорить или что-то узнать упираются в игнорирование или в агрессивные односложные ответы. Ну и вот это бросание слов на ветер с последующим непризнанием оных … Боюсь, что у меня не получится описать всю ту гамму отрицательных чувств, что я испытывал в тот день. Конечно, я совсем не знаю этого человека и вижу его раз в год по пару часов, в лучшем случае, но вот такое сформировалось мнение.
Очень надеюсь, что в следующем году появится желание ещё раз съездить на Полесье.


1 комментарий: